Несколько лет назад появилась профессиональная и люкс-косметика, в составе которой указываются стволовые клетки. После нескольких скандалов (об этом чуть позже) впечатляющая надпись сменилась на «стволовые клетки растений», «фитостволовые клетки» и «экстракты/вытяжки из зародышевых растительных клеток», но концепция осталась прежней. Что это – очередная уловка маркетологов, которые присвоили эффектное название известным веществам, или же действительно источник молодости?
Научные открытия или маркетинговые сказки?
Когда выпускаются новые косметические ингредиенты, раздаются громкие заявления и фантастические обещания. Как обывателям проверить, идет ли речь о новом косметическом направлении или же об очередной афере? Давайте пройдемся по феноменальным научным открытиям и маркетинговым сказкам.
10 лет назад стволовые клетки в косметических формулах воспринимались как инновация, прорыв. Текст на упаковке сообщал, что этот компонент сделает кожу сияющей и свежей, наладит естественную регенерацию, омолодит на годы за несколько дней.
Разумеется, мы за появление инновационных косметических рецептур. Когда все время пользуешься одинаковыми продуктами, но с разным цветом или запахом, это приедается. Однако оказалось, что почти все заявления насчет косметики – не более чем маркетинг-легенда.
Клеточные технологии в косметике
Теоретически лечебный эффект стволовых клеток в косметике происходит по следующей схеме. Чем старше человек, тем меньше в коже клеток, синтезирующих собственный коллаген и эластин. Кроме того, оставшиеся клетки, вырабатывающие ценные вещества, ленятся, работают вполсилы. Поэтому с возрастом кожа теряет эластичность, покрывается морщинами – о красоте и свежем виде можно забыть.
Введение стволовых клеток с помощью инъекций (как при мезотерапии) позволяет компенсировать функции постаревших тканей и омолодить кожу пациента. При этом ставка делается на способность стволовых клеток превращаться в специализированные. Ткани-старушки наполняются новыми собственными волокнами коллагена и эластина, кожа естественным образом регенерирует, морщины разглаживаются. Это в теории.
Какие результаты обещают?
- Устранить дефекты – от рубцов до гиперпигментации.
- Улучшить состояние сухой или, напротив, жирной кожи.
- Ликвидировать последствия неправильного ухода и агрессивных процедур – химических пилингов, лазерной коррекции.
- Вернуть волосам и ногтям здоровье.
- Устранить возрастные изменения – морщинки, сниженный тонус, пигментные пятна, сосудистые сеточки.
- Предотвратить старение.
Теоретически у медицинской косметологии с использованием стволовых клеток огромный потенциал в лечении кожных заболеваний – язв, экзем, псориаза, атопического дерматита и т.д.
В Сети можно найти сотни объявлений, которые обещают омолодить с помощью магических инъекций. Если боитесь уколов, то аптеки и косметические магазины предложат целые линейки кремов, масок, сывороток, лосьонов, обогащенных волшебным ингредиентом.
И все это удивляет специалистов, которые занимаются проблемой стволовых клеток.
Чудо стволовых клеток
Стволовыми клетками называют незрелые, т.е. недифференцированные клетки, которые отличаются от зрелых:
- способностью к самообновлению;
- способностью развиваться в ткани и органы.
Из похожих клеток образуется человеческий эмбрион. Вначале в нем только незрелые клетки. Из них позднее образуются почки, волосы, спиной мозг, зубы, кожа и т.д.
Замечательная особенность стволовых клеток – они могут делиться постоянно, неограниченно, не старея и не умирая. Дифференцированные клетки многоклеточного организма делятся в пределах 50 раз, потом погибают. Это явление носит название Hayflick limit – предел Хейфлика. Зрелые клетки с момента появления могут осуществить не более заданного количества делений. Ближе к окончанию жизненного цикла они стареют.
У стволовых (незрелых) клеток такого предела нет. Другими словами, из них со временем можно вырастить, например, новую кожу. Это свойство легло в основу многих рекламных кампаний косметических средств, обещавших вечную молодость до самой глубокой старости. Заманчивое предложение, не правда ли?
Нет. И вот почему!
Для получения стволовых клеток требуются специальные лаборатории, оснащенные дорогостоящим оборудованием. Помимо дороговизны, это не всегда законно. Например, в Евросоюзе под запретом препараты с вытяжками из эмбрионов животных. Поэтому большинство волшебных кремов, изготовленных европейскими фирмами якобы с использованием стволовых клеток, таких клеток не содержат. В лучшем случае в состав крема входит ингредиент, который способен простимулировать ряд регенеративных процессов.
Есть еще одна причина, почему эмбриональные стволовые клетки не могут содержаться в кремах. В условиях парфюмерной баночки или пластикового тюбика невозможно сохранить жизнь этих клеток – отсутствует питательная среда, не выдерживается температурный режим и т.д., и т.п. Если в кремах и содержатся какие-то клетки, то только «мертвые», т.е. не способные к делению.
Басня о Стволамине
С этой истории нужно было начать – уж очень она показательна для объяснения, как нагревают руки на клеточных технологиях. Стволамин покупали тысячи россиянок, очарованных грамотной рекламной кампанией. Потом грянул гром, разоблачение и уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере в составе организованной преступной группы.
Напомним, что речь идет о «косметологической афере века», как в начале 2000-х назвали ее журналисты. Некие производители в условиях, далеких от лабораторных, производили чудодейственную сыворотку Стволамин, гарантировавшую стремительное омоложение. Как следовало из текста на этикетке, производители использовали в составе гиалуроновую кислоту, пептидный комплекс и экстракт эмбриональных стволовых клеток, полученных от животных, специально выращиваемых для этих целей.
Реклама, на которую не скупились, доступно объясняла, что за 40 дней сыворотка для лица Стволамин омолодит на 10 лет, гель для тела с аналогичным названием поможет похудеть и избавит от целлюлита.
Впоследствии экспертиза не обнаружила в сыворотке ни гиалуроновой кислоты, ни, тем более, стволовых клеток. Однако прежде, чем правоохранительные органы заинтересовались «феноменом» этого препарата, общая прибыль от его продажи составила более 300 млн рублей.
Растительные стволовые клетки в косметике
Скандал со Стволамином несколько охладил тех производителей косметики, которые обогатились на «клеточных технологиях». Охладил, но не до конца. Чтобы не повторять ошибок создателей Стволамина, было решено сделать ставку на т.н. растительные стволовые клетки.
Однако с такими клетками неясностей еще больше. Фитостволовые (точнее, меристемальные) клетки выделяют из растений. Логика подсказывает, что из них могли бы развиться части растений – корни, листья, ветви, плоды. Но кто-то гениальный открыл, что они подойдут для омоложения нашей кожи!
У растительных клеток три преимущества:
- В том, что они стволовые, можно не сомневаться, из них и правда могло бы вырасти что угодно – листик, корешок, веточка.
- Извлечение стоит гораздо дешевле.
- Использование меристемальных клеток не вызывает морально-этических споров, в отличие от применения эмбриональных.
Но как «подружить» человеческий организм с растительными клетками? Мы не роза, не виноград, не яблоня. К счастью, это и не нужно! В косметологии, оказывается, применяется не клеточная масса (клетки целиком), а некоторые части клеток – например, пептидный комплекс. ДНК растений не используется.
«Кожа, как персик!» Фитоэкстракты в косметологии
Нам на радость ряд косметических концернов выпускает линейки с компонентом, названным фитостволовыми клетками. Производители воодушевляют, обещают разглаживание морщин, здоровый цвет, гладкость, сияние молодой кожи.
Получается, что сказка стала былью – стволовые клетки удалось поместить в баночку крема! Правда, клетки эти также неспособны к делению, потому что они мертвые; могут работать только как питательный компонент – и то лишь в том случае, если им удастся миновать трансэпидермальный барьер, что очень сомнительно. Скорее всего, они мертвым слоем осядут на поверхности эпидермиса, и на этом их омолаживающая функция закончится.
Если бы в нынешнюю косметику вводили живые стволовые клетки, то это был бы уже медицинский, а не косметический препарат. Пока что кремы и лосьоны со стволовыми клетками бургундского винограда или швейцарских яблок так же эффективны, как и без плодов.
В поисках клеточного преображения
Опыт многих легковерных показывает, что ищущим чуда людям под видом панацеи могут продать любое вещество. Не ядовитое, разумеется, но и не такое, как в рекламе. Можно только надеяться, что препарат содержит очищенные, прошедшие апробацию растительные стволовые клетки. Либо животные – но не человеческие, а кроличьи или собачьи.
Намного опаснее, если в формуле под стволовыми клетками подразумеваются эмбриональные (из абортивного материала) или фетальные (т.е. взятые из плода). Они могут быть плохо очищены, и тогда клеточная масса работает, но в основном за счет биостимулирующих факторов. К тому же нельзя знать наверняка, прошла ли эта сомнительная взвесь проверку на вирусы (учтите, изучены далеко не все вирусы, которые поражают животных). Возможно, результат применения окажется удивительным, но не обязательно положительным.
«А был ли мальчик?..» Куда пропали стволовые клетки из косметики?
Итак, мы доказали, что в «клеточной» косметике нет ни животных, ни растительных стволовых клеток. Нет и в настоящее время не может быть – что бы ни заявляли производители чудо-средств. Рассуждая логически, можно прийти к выводу, что стволовые клетки в том смысле, в каком их понимают сейчас, – чистейшей воды профанация!
Фурор, который наблюдается вокруг клеточных технологий, вызван исключительно попыткой вынуть много денег из воздуха. Нам продают то, чего не существует, под видом того, о чем мы мечтаем. Это отлаженный бизнес, в котором любая теория мгновенно выдается за аксиому, а глубокими проверками никто не занимается. На данный момент вся клеточная косметика – чистая фальсификация.
Это подтверждает и С.В. Савельев – доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы НИИ Морфологии человека РАН. Он целенаправленно разбирает все новоиспеченные «клеточные» проекты, чтобы убедиться в их невозможности. Почему?
Выше мы упомянули о пределе Хейфлика – биологически заложенном лимите на количество делений клетки. Для клеток человеческого организма лимит Хейфлика составляет 52-56 делений, для некоторых других организмов – и того меньше. Как только предел исчерпывается, организм умирает.
Этот феномен изучают почти 25 лет, но преодолеть барьер, заложенный природой, никому не удалось. Те стволовые клетки, которыми оперируют для производства супер-препаратов, на самом деле не стволовые, они не универсальные! Это обычные зрелые соматические клетки, к которым относятся все клетки (кроме половых) и которые не участвуют в размножении. В этих клетках уже включен счетчик делений, кроме того, они уже запрограммированы на определенные функции – стать макрофагом, эритроцитом, тромбоцитом…
И все же даже скептики не отрицают, что клеточные технологии – направление перспективное. Их применение в результате принесет пользу и в медицине, и в косметологии. Когда-нибудь – через 50 или 100 лет – мы сможем безопасно омолодиться с помощью анти-эйдж косметики со стволовыми клетками.